Иновационная деятельность
Департамент образования и молодежной политики
города Нефтеюганска
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №26»
Карта инновационного педагогического опыта
по теме:
«Музыкально-творческое развитие старших дошкольников
в процессе музыкально-образовательной деятельности»
2010 – 2012 учебный год
Автор: Гайнатуллина Лилия Равилевна,
музыкальный руководитель
Карта инновационного педагогического опыта
I. Формальные параметры |
Наименование (тема) опыта |
Музыкально-творческое развитие старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности |
Автор – разработчик педагогического опыта |
Гайнатуллина Лилия Равилевна,
музыкальный руководитель
|
Тип и вид представляемого образовательного учреждения |
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №26»
|
Период формирования и функционирования опыта |
2010 – 2012 гг. |
Адрес педагогического опыта |
г Нефтеюганск, Тюменская область,
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра
|
II. Содержательные параметры |
Актуальность педагогического опыта
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания. Таким образом, оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Родители и педагоги должны сделать все возможное, что бы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. А для этого они должны систематически знакомиться с ней. Уже в раннем дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Впервые музыкально-образовательная деятельность была выделена как отдельный вид деятельности Ветлугиной Н.А. («Эстетического воспитание в детском саду»), как музыкально-образовательные знания. А О.П. Радыновой («Музыкальное воспитание дошкольников») – как музыкально-образовательная деятельность.
Наш детский сад №26 «Центр развития ребенка» работает по программе «Развития», музыкальное воспитание проходит по программе «Гармония». В методической литературе (к программе «Гармония») этот раздел почти не разработан. Музыкально-образовательная деятельность не выделена. Поэтому для полноценного музыкального образования дошкольников этой программы было явно недостаточно. В тоже время появилась возможность использовать парциальные или авторские программы, новые методики и формы. Собирая опыт разных авторов и детских образовательных учреждений, были подобраны новые современные формы, методы и методики работы с детьми по обогащению их музыкальными знаниями. Данная тема актуальна для нашего детского сада, потому что «Центр развития ребенка» делает уклон на интеллектуально-творческое развитие детей.
В детском саду дошкольники должны не только обучаться музыкальным умениям и навыкам, но и получать необходимые знания о музыке и способах музыкальной деятельности. Именно они и являются основой музыкально-образовательной деятельности в детском саду. |
Содержательная форма представления педагогического опыта
Цель: Систематизировать материал по музыкально-образовательной деятельности и экспериментально проверить влияние на музыкально-творческое развитие старших дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать содержания методов, приемов, средств и форм музыкально-творческого развития старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности.
2. Подобрать комплекс музыкально-дидактических игр, творческих заданий, бесед и сказок, и разработать тематическое и перспективное планирование музыкально-образовательной деятельности.
3. Выявить уровень музыкально-творческого развития старших дошкольников.
4. Экспериментально проверить влияние данной системы работы на музыкально-творческое развитие старших дошкольников.
5. Проанализировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап. 2010-2011 уч. год
1. Конкретизировать содержание работы по обогащению музыкально-образовательной деятельности детей во всех видах музыкальной деятельности.
2. Выявить основные принципы музыкально-творческого развития дошкольников.
3. Выявить основные педагогические технологии организации музыкально-образовательной деятельности.
4. Формировать систему методов и приемов музыкально-образовательной работы с детьми.
5. Совершенствовать формы организации музыкально-образовательной деятельности в детском саду.
II. Практический этап. 2010-2011 уч. год
1. Подобрать комплекс музыкально-дидактических игр, творческих заданий, бесед и сказок повышающий уровень музыкально-творческого развития старших дошкольников.
2. Разработать тематическое и перспективное планирование музыкально-образовательной деятельности.
3. Составить план-конспекты музыкальной непосредственно образовательной деятельности .
4. Составить планирование работы с детьми в повседневной жизни.
5. Разработать и изготовить музыкально-дидактические игры, творческие задания, печатную тетрадь «Азбука музыкальной грамоты», мультимедийные презентации.
6. Подобрать музыкальный материал.
III. Диагностический этап. 2011-2013 уч. год
1. Провести обследование воспитанников старших групп на первоначальном этапе по методике выявления уровня развития музыкальности и по диагностике музыкального развития старших дошкольников Э.П.Костиной в 2011-2012 учебном году.
2. Провести обследование воспитанников старших групп по окончанию 2011-2012 учебного года.
3. Провести обследование воспитанников подготовительных групп в начале 2012-2013 года.
4. Провести обследование воспитанников подготовительных групп по окончанию 2012-2013 учебного года.
IV. Внедренческий этап. 2011-2013 уч. год
1. Расширять знания детей о музыке при помощи бесед и сказок.
2. Развивать творческие и созидательные способности старших дошкольников при помощи музыкально-дидактических игр и творческих заданий.
3. Налаживать игровой аппарат и совершенствовать психомоторные способности старших дошкольников.
V. Аналитический этап. 2013 уч. год
1. Сравнение полученного результата с ожидаемым;
2. Вывод и корректировка системы работы. |
Инновационная направленность педагогического опыта
Новизна системы работы заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы, использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий, в создании и накоплении необходимого комплекса программно - методического обеспечения, использование которых способствует развитию элементов музыкального мышления, произвольной памяти, музыкальных и творческих способностей, возникновению у детей интереса к музыке в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Раскрыта технология организации музыкально-образовательной деятельности.
Данная технология предполагает ряд взаимосвязанных модулей:
- систематическая и планомерная работа по музыкально-образовательной деятельности;
- специально организованные виды музыкально-творческой деятельности, построенные на принципах интеграции, определяющих активную позицию ребенка в познании основ музыкальной грамоты; - организация пространственно-предметной развивающей среды как средство проявления свободы выбора и развития музыкально-творческих способностей ребенка. Музыкально-образовательная деятельность, связанная с получением и усвоением музыкальных знаний, включена во все виды музыкальной деятельности. Это влияет на развитие музыкально-творческих способностей, на формирование основ музыкальной культуры.
Также реализуется интеграции в музыкально-образовательной деятельности и внедряется технология проектной деятельности в образовательный процесс. |
Методологическая база педагогического опыта
Основу моей системы работы составляют следующие теоретические положения:
1. Теория Д.Б.Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида) для развития ребенка.
2. Учение Кабалевского Д. о признании ведущим видом музыкальной деятельности – восприятия. Существующая в России система музыкального воспитания построена именно на этом признании.
3. Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников.
4. Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей. Б.М. Теплов определяет музыкальность, как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Он считает, что у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, каковы пути ее развития. А нужны ли для решения этой задачи знания детям? Ответом на этот вопрос являются разработки А.И. Катинене
5. А.И. Катинене утверждает что, для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Данные отечественных и зарубежных исследователей (Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисарова, А.И. Катинене и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает детей музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствует формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них и методы, позволяющие дать элементарные знания о музыке и ее оценке.
6. Возможности детей в оценке музыки исследовали Ветлугина Н.А., Шепеленко А.И., Чечерина Н.А. Они считали, что некоторые знания о музыке помогают детям решить следующие задачи:
· Уяснить средства музыкального выражения;
· Почувствовать общий характер произведения;
· Углубляют восприятие музыки;
· Способствует мотивированной оценке;
· Ребенок учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение;
· Формируется музыкальный вкус;
· Создаются условия для формирования основ музыкальной культуры.
7. П.П.Блонского – проектное обучение, как средство формирования творческих способностей.
8. Д.Дьюи, Е.Г. Кагарова – о самостоятельности и активности, связи образования с практикой, жизнью.
В данной работе, опираюсь на разработки видных педагогов и ученых Ветлугиной Н.А., Шепеленко А.И., Чечериной Н.А. о возможностях детей в восприятии и оценке музыки построены так, что многие музыкальные знания старшие дошкольники получают на специальных тематических занятиях, вечерах и других формах работы. Именно такой подход дает большую результативность, как в плане объема полученных знаний, так и в плане развития музыкальных способностей дошкольников и формирования основ музыкальной культуры.
Формирование основ музыкальной культуры - одна из основных задач музыкального воспитания дошкольников.
В зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей были подобраны музыкальные произведения, сказки, беседы и музыкально-дидактические игры, творческие задания по принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), синкретизма, партнерства, непрерывности и целостности.
Основным принципом является тематический принцип. Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
Многие темы музыкально-образовательной деятельности построены по концентрическому принципу или принципу цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах). Концентрический, спиралевидный принцип позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных умений и навыков, способствует творческому их применению.
Некоторые темы построены по принципу синкретизма, то есть предполагают взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия музыкального языка. Музыкальная грамота помогает выявлению отношений детей к музыке, побуждению к творческой эстетической активности (музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, чтение стихотворений, сочинение сказок, конструирование, моделирование).
Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность музыкально-образовательной деятельности с старшими дошкольниками. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
- обогащение детей музыкальными впечатлениями через игру, творческие задания, пение, слушание, движения, музицирование, рассказ сказок;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
Принцип партнерства: встреча с детьми улыбкой, приветливо, доброжелательно. Вместе слушаем, рассуждаем, исследуем, играем, танцуем и поем. Дети и музыкальный руководитель – единое целое. |
Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Практическая значимость программы состоит:
· В отборе и апробации современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов на развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности;
· В систематизации содержания музыкально-образовательной деятельности;
· Во внедрении в практику системы работы: «Музыкально-творческое развитие старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности».
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности.
1.Расширять знания детей о музыке при помощи бесед и сказок.
· Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости;
· Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в образном сказочном слове, рисунках, пластике, инсценировках.
2.Развивать творческие и созидательные способности старших дошкольников при помощи музыкально-дидактических игр и творческих заданий.
· Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
· Развивать лидерство, инициативу, чувство творчества, взаимопомощи.
3.Налаживать игровой аппарат и совершенствовать психомоторные способности старших дошкольников.
· Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
· Формировать навыки выразительности, грациозности и изящества;
· Способствовать музыкально-сенсорному развитию через познания физических свойств музыкального звука: высоты, силы, длительности, тембра.
Система формирования музыкальной культуры музыкально-творческого развития детей предполагает использование различных методов.
а) наглядно - слуховой метод всегда сопровождает мой рассказ о музыке. Все знания детям даю в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.
б) наглядно-зрительный метод также применяю широко: показ репродукции картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Именно эту цель я преследовала, создавая музыкальные уголки в старших группах. Здесь я поместила детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические (настольно-печатные) игры, атрибуты и костюмы к музыкальным сказкам.
в) словесный метод применяю, когда сообщаю детям различные сведения о музыке, проясняю ее содержание, разъясняю, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками.
г) используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), я рассказываю детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод помогает детям не только усвоить музыкальные знания, но и закрепить их на собственном опыте. Практические приемы – оркестровка, передача характера музыки в движении – позволяет глубже почувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцента, динамики, пауз и т.д.
Каждая из трех основных методов – наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение музыкальной сказки, рассказ сказок и показ иллюстраций) через закрепление на музыкально-дидактических играх (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (придумать сказку по данным иллюстрациям) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Использование педагогических методов с нарастанием проблемности формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.
Для реализации системы работы используются новейшие педагогические технологии:
· Личностно – ориентированная технология обучения и воспитания призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Для этого используется система поэтапного обучения, включаются творческие задания, музыкально-дидактические игры. НОД с детьми строятся в форме партнерской деятельности.
· Здоровье сберегающее обучение. С давних пор музыка используется как лечебный фактор В.М. Бехтерев, считал, что с помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные. Движения – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно–двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы. Недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Музыкальное развитие осуществляется и в НОД, и в повседневной жизни. Организуемая музыкальная НОД, направлена на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно–образовательного процесса.
1. Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа, НОД проводятся длительностью: младший дошкольный возраст – 15 – 20 минут, с детьми 4 лет – 5 лет – 20 минут, 5 лет – 6 лет – 25 минут, 6 лет – 7 лет – 30 минут. Между НОД в зале проводится проветривание в течение - 10 минут.
2. Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.
3. Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.
4. Организация досуговой деятельности, активного отдыха.
Подобраны ряд познавательных тем на здоровье сберегающее отношение к самому себе (вокально-певческая постановка корпуса; как беречь голос?; дыхание, дыхательная гимнастика и тд).
· Коммуникативные технологии включают в себя игровой метод, обучение в сотрудничестве и др. Эти технологии позволяют сделать значительный шаг в интеллектуальном развитии ребёнка, выявить его творческий потенциал, развить коммуникативность.
· Технологии проектирования направлены на развитие познавательных, творческих интересов старших дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. |
Психологическая целесообразность педагогического опыта
Старший дошкольный возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Проявление творческих способностей ребенка помогает ему выявить свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрыть внутренний мир.
Чудесным ключиком к познанию основ музыкальной грамотности являются сказки, которые открывают дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков. Сказка как бы ведет за собой: увлекает, вызывает радость, интерес, заставляет прочувствовать, понять и осмыслить. Интерес и любовь к сказкам, вызванные в детстве, оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов. Ребенок всегда стремиться прочувствовать, понять и осмыслить содержание сказки, поэтому обучающие цели, поставленные в сказке, будут восприниматься детьми быстрее. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
Как известно, сказка запоминается детьми лучше в игровой форме, поэтому музыкально-дидактические игры, творческие задания являются неотъемлемой частью для развития основ музыкальной грамотности. Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребенка. Деятельность ребенка в процессе музыкально-дидактических игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции. Особенно благоприятны музыкально-дидактические игры для формирования слухового восприятия детей. Они направлены на познание физических свойств музыкального звука: высоты, силы, длительности, тембра – и способствуют музыкально-сенсорному воспитанию ребенка. Музыкально-дидактические игры и творческие задания развивают музыкальный слух, творческие способности детей и открывают перед ними путь применения полученных знаний в жизненной практике. |
Социальная направленность педагогического опыта
Система работы направлена на обеспечения паритета образования и здоровья воспитанников, соответствует специфике образования детей, способствует:
· Развитию музыкально-творческих и созидательных способностей старших дошкольников;
· Налаживанию игрового аппарата и совершенствованию психомоторных способностей старших дошкольников;
· Развитию коммуникативных навыков;
· Поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и использованию своих навыков в повседневной жизни.
Возможность профессиональной самореализации музыкального руководителя как участника реализации опыта:
· распространение опыта среди музыкальных руководителей (мастер-класс, участие на городском методическом объединении),
· участие во Всероссийских, городских конкурсах,
· представление опыта на экспертном совете ДОУ,
· публикация педагогического опыта в печати. |
Воспроизводимость педагогического опыта
Система работы была представлена на экспертизу И.А. Дюдюновой кандидату педагогических наук, заведующей кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва. Положительным отзывом системы работы стала рекомендация к публикации в профильных СМИ.
Также рекомендации были даны С.М. Истоминой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры практической психологии и педагогики ТГСПА им. Менделеева, руководителем курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ ХМАО Тюменской области.
Была дана рецензия Г.Н. Рахимовой, кандидатом педагогических наук, доцентом СГПА им. Зайнаб Биишевой Республика Башкортостан. Цитата из рецензии: «Считаю, что данная система работы, представленная Л.Р. Гайнатуллиной, имеет новизну, практическую значимость и заслуживает высокой оценки. Материалы системы работы могут быть предложены музыкальным руководителям детских садов и использованы в музыкально-педагогической практике в качестве методических рекомендаций, дополнительного материала в целях музыкально-творческого развития старших дошкольников». |
Ресурсное обеспечения педагогического опыта
Материально-технические ресурсы.
Наличие оснащенной материально-технической базы ДОУ для развития музыкально-творческих способностей в музыкальном зале:
· Электрическое фортепьяно;
· Музыкальный центр;
· Синтезатор;
· Мультимедийный проектор и экран;
· Ноутбук.
Создана большая коллекция музыкальных детских инструментов, шумовых инструментов Карла Орфа, имеются компьютерные программы, наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-методические ресурсы.
Систематизировано содержание музыкально-образовательной деятельности со старшими дошкольниками, разработано тематическое, перспективное планирование музыкально-образовательной деятельности для старших и подготовительных групп составленные с учетом ФГТ, разработаны и изготовлены музыкально-дидактические игры, творческие задания, мультимедийные презентации, печатная тетрадь «Азбука юного музыканта». Имеются контрольно-оценочный материал, методическая литература, нотный материал, фонотека, наличие музыкальных уголков в группах. |
III. Результативные параметры |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения
полученных результатов
Диагностика проводится на основании методики выявления уровня развития музыкальности и музыкального развития старших дошкольников Э.П.Костиной в начале и конце учебного года. Диагностика осуществляется в игровой форме на ярком и эмоциональном материале, что позволяет за непродолжительное время, с понятными для детей инструкциями, отслеживать несколько параметров одновременно.
Результаты итоговой диагностики 2010-2011 учебного года в средней группе показали, что некоторые дети испытывают затруднение в умении высказываться о характере произведения, определять элементарные жанры пьесы, различать двух-трех частную музыку, слышать долгие и короткие звуки и т.д. Не каждый ребенок может проявить творчество (песенное, танцевальное, игровое), а выполняет подражая друг другу. Исходя из полученных результатов возникла необходимость в реализации системы работы «Музыкально-творческое развитие старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности». Определили сроки внедрения программы: 2011 – 2013гг.
В начале 2011 учебного года была проведена первоначальная диагностика по Э.П.Костиной. Диагностика проводилась в старших группах №1 и №2. Результаты диагностики показали:
· Диагностика музыкального развития старших дошкольников
Уровень |
Старшая группа №1 |
Старшая группа №2 |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
3 16 3 |
13,6 % 72,8 % 13,6 % |
5 14 3 |
22,8%
63,6%
13,6% |
· Диагностика развития музыкальных способностей детей
Уровень |
Старшая группа №1 |
Старшая группа №2 |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
4 15 3 |
18,2 % 68,2 % 13,6 % |
6 13 3 |
27,3 %
59,1 %
13,6 % |
Экспериментальная апробация данной системы работы проводится на старшей группе №2, воспитатель Наборщикова В.А.
Первый год реализации системы работы в старшей группе №2 привела к положительным результатам.
· Диагностика музыкального развития старших дошкольников
Уровень |
Старшая группа №1 |
Старшая группа №2 |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
4 16 2 |
18,2 % 72,8 % 9 % |
6 15 1 |
27,3 %
68,2 %
4,5 % |
· Диагностика развития музыкальных способностей детей
Уровень |
Старшая группа №1 |
Старшая группа №2 |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
4 16 2 |
18,2 % 72,8 % 9 % |
8 13 1 |
36,4 %
59,1 %
4,5 % |
На непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» были пройдены следующие темы:
· Что нужно знать о музыке?
· Звуки вокруг нас. Виды звуков.
· Музыкальные регистры.
· Весело и грустно.
· Темп.
· Динамические оттенки.
· Длительность звука.
Чувство ритма. |
· Штрихи.
· Тембр.
· Мелодия.
· Музыкальная форма.
· Двухчастная форма. Трехчастная форма.
· Жанр. Песня – танец – марш.
· Прекрасен мир поющий. |
Была отработана организация самостоятельной деятельности в группе по печатной тетради «Азбука музыкальной грамоты», где дети закрепляли знания полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Начала работу по педагогическому проекту «Виды искусств». Участниками проекта стала старшая группа №2, родители, воспитатель Наборщикова В.А, воспитатель по ИЗО Зотова Н, воспитатель по конструированию Греновецкая Н.Д, педагог дополнительного образования, хореограф Вакилова Г.Г. Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к музыке в процессе ознакомления с разнообразными видами искусства. |
Распространение педагогического опыта
Опыт системы работы был представлен:
· на городском методическом объединении музыкальных руководителей 26 января 2011 ода. Тема ГМО: «Развитие творческого потенциала у дошкольников на музыкальных занятиях». Было проведено интегрированное занятие: «Сказка о волне»;
· на городской декаде профессионального мастерства 1 февраля 2012 года. Мастер-класс: «Азбука эмоций» и распевка голосового аппарата;
· на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Финал проводился в Москве с 11-17 января 2012 года. Диплом 2 степени. |
Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
Использование современных образовательных технологий, разнообразие методов и приемов способствуют стабильному повышению результатов освоение программы и развитию воспитанников. В результате систематической работы повышается уровень музыкально-творческих способностей детей.
Данная система была апробирована в МДОУ №21 г. Стерлитамака Республика Башкортостан и результатом стало:
· Участие в городском фестивале детского творчества «Созвездие»;
· Участие в значимых мероприятиях города Стерлитамака во дворце культуры «Сода». |
Репрезентативность внедрения педагогического опыта
В осуществление педагогического опыта внедрены воспитанники старшей, подготовительной группы ДОУ.
Осуществлена координация деятельности музыкального руководителя с педагогами учреждения. Организована помощь в пополнении музыкальных уголков в предметно развивающем пространстве групп. Воспитателям даны рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр и творческих заданий в печатной тетради «Азбука музыкальной грамоты». Используются активные формы сотрудничества с родителями воспитанников.
Созданы оптимальные условия для музыкального воспитания и развития детей в ДОУ. |
Публикации педагогического опыта в печати
Статья ««Азбука эмоций» и развитие голосового аппарата» принята к публикации в сборник научно-методических материалов «Педагогический калейдоскоп» Выпуск 8/2012г. |
|